Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Свердловская область, Ирбитский район, д. Гаёва, ул. Школьная, д. 17
Телефон: +7 (34355) 3-14-36
 
              
 

Конструкт

25 января 2022

Иванова Наталия Валериевна

 

 

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема:  «Мы ребята, деловые!»

 

Разработчик: Вандышева Наталия Валериевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, МДОУ «Гаевский детский сад», nataliya.1974.08@yandex.ru.

Актуальность темы: Имея начальные финансовые представления об экономических отношениях в мире финансов, дети не имеют экономического образа мышления. Этот образ мышления предполагает способность оценить свои возможности, способности и умения с целью извлечения выгоды, повышению платежеспособности. Этим мероприятием мы хотим показать детям способы зарабатывания денег, используя собственный потенциал.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: актуализация знаний по финансовой грамотности, формирование предпосылок экономического образа мышления.

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать формированию экономического образа мышления;
  2. Учить делать выбор индивидуальной образовательной траектории в данном мероприятии;
  3. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

Развивающие:

  1. Формировать умение  рассчитывать свои возможности и потребности;
  2. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности;
  3. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора;

Воспитательные: воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту; воспитывать готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать.

Форма организации: совместное деятельность детей с педагогом в центрах развития.

Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019.; образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. (- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019).

Технологии обручения: Метод проектов, автор  Дж. Дьюи; проблемное обучение Дж. Дьюи, игровая технология Ф. Шиллер. (сюжетно-ролевая игра, деловая игра).

Средства воспитания и обучения: ТСО (ноутбук, телевизор),  в 7 центрах по 4 конверта с заданиями; маршрутные листы каждой команде; конструктор «лего»; схема пошагового алгоритма изготовления кошелька техникой оригами; 10*10 листы бумаги по количеству детей; карандаши цветные, фломастеры, краски, мелки  по количеству детей; альбомы по количеству детей; ножницы по количеству детей, клей по количеству детей, цветная бумага по количеству детей, пластилин по количеству детей, картон по количеству детей, бумага разных видов по количеству детей(гофрированная, бархатная, голографическая, крепированная, фольгированная; природный материал: веточки, мох, шишки, листья, жёлуди; картинки продуктов питания; монеты; коробочки по количеству детей 10*10; 1 руб.63 шт., 2 руб. 80 шт., 5 руб.20 шт.; атрибуты для сюжетных игр: «Банк», «Магазин», «Аптека», «Аукцион»; мяч;

Карточки с заданиями:

Центр «Конструирования

Карточка №1: Из «Лего» конструктора постройте Банк, стоимость 2 рубля.

Карточка №2: Техникой оригами сделайте кошелёк, стоимость 2 рубля.

 

Карточка №3: придумайте и сделайте, используя бумагу разных видов,   свою денежную купюру, стоимость 5 рублей.

Карточка №4: придумайте и сделайте «Денежное дерево», используя природный материал, стоимость 5 рублей.

 

Центр ИЗОдеятельность

Карточка №1: используя коробочку, цветную бумагу, ножницы и клей смастери «Копилку для друга», стоимость 2 рубля.

Карточка №2: из пластилина слепите «Копилку – «Свинья»», стоимость 2 рубля.

Карточка №3: «Нарисуй денежные купюры», стоимость 2 рубля.

Карточка №4: используя картинки с продуктами питания, картон, клей и ножницы, необходимо создать рекламу для «Лесного кафе», стоимость 5 рублей.

 

Центр зарождение грамотности

Карточка №1: Каждый ответ стоит 1 руб.

Что за труд получают взрослые? (деньги)

Что можно приобрести за деньги? (продукты, товары)

Какие виды денег вы знаете? (монеты, бумажные купюры)

Какими деньгами пользуются в нашей стране? (рубль, копейка)

Что такое семейный бюджет?

Что такое доход? (деньги полученные за работу)

Что такое расход? (деньги потраченные на услуги и покупки)

Если купили продукты, это будет доход или расход?

Старший брат получил стипендию, это что?

Чем отличается монета от купюры?

Карточка №2: разгадай кроссворд, стоимость 5 рублей.

 Карточка №3: назови поговорки о деньгах, стоимость 2 рубля. (Копейка рубель бережот, накопи – потом купи, деньги любят счёт).

Карточка №4: Ребус - Отгадайте слово, которое спряталось в шараде. Возьми ты первую из нот, И к ней добавь ты слово «ход», Получишь то, о чем мечтает Любой, кто бизнес начинает, стоимость 5 рублей.

 

Центр математики

Карточка №1: стоимость 2 рубль.

Карточка №2: стоимость 2 рубля.

Карточка №3: стоимость 2 рубля.

Карточка №4: стоимость 2 рубля.

 

Центр сюжетно – ролевой игры

Карточка №1: подберите всё необходимое к игре «Банк», стоимость 2 рубля.

Карточка №2: подберите всё необходимое к игре «Магазин», стоимость 2 рубля.

Карточка №3: подберите всё необходимое к игре «Аптека», стоимость 2 рубля.

Карточка №4: подберите всё необходимое к игре «Аукцион», стоимость 2 рубля.

 

Центр дидактической игры:

Карточка №1: «Дорого – дёшево», стоимость 2 рубля.

Карточка №2: «Семейный бюджет», стоимость 2 рубля.

Карточка №3: «Что можно купить за деньги», стоимость 2 рубля.

Карточка №4: «Хочу – надо», стоимость 2 рубля.

 

Центр движения

Карточка №1: Физкультминутка:

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

 Чай, конфеты, шоколад, (приседать)

Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

 Детский мячик в магазине (прыгать)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно), стоимость 1 рубль.

Карточка №2: игра с мячом:  «Что нельзя купить на деньги» -машина -хлеб -фрукты -ум -конфеты -молоко -овощи -вежливость -мебель -дом -дружба -телефон -игрушки -здоровье –семья, стоимость 2 рубля.

Карточка №3: «Пальчиковая гимнастика»

 Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак), стоимость 1 руб.

Карточка №4: игра с мячом «Доход, расход».

Мама получила зарплату

Бабушка заболела

Выиграла приз

Потеряла кошелёк

Продала бабушка пирожки

Заплатили за квартиру

Нашла монетку

Купили куклу

Покупка хлеба в магазине.

Папа получил отпускные.

Оплата коммунальных услуг.

Бабушка получила пенсию.

Оплата за детский сад.

Дедушка выиграл в лотерею.

Поездка на море, стоимость 2 рубля.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Планируемый результат: Дети готовы выслушать собеседника, ведут  конструктивный диалог, сформировано  первичное понимание финансовых терминов, делают выбор индивидуальной образовательной траектории,  могут различать номинал денежных знаков, осуществляют простой счёт денег; используют в своей деятельности творческое воображение, умеют  работать совместно, соблюдая алгоритм.

 

 

 

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный

Утренний круг: профессии  родителей, с мамой в магазин, где хранятся деньги, кем хочу быть, профессии прошлого, профессии будущего.

Из проекта «Профессии» беседы: зачем работают взрослые, семейный бюджет, нужна ли экономия, доходы и расходы, всё ли можно купить за деньги, мои планы на будущее.

Продуктивная деятельность: изготовление копилок, кошельков, карточек для банкомата.

 

 

 

 

 

 

 

«Профессии прошлого и будущего», экспериментальная деятельность используя технологию «Река времени».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Банк», «Магазин», «Аптека», «Аукцион».

Подготовка вопросов к беседам по темам проекта «Профессии»

 

 

 

Создание проблемной ситуации «Что я умею, кем хочу стать», «Хочу – надо». Ставит проблему перед детьми, мотивирует к деятельности.

 

 

Подбор дидактических игр на тему финансовой грамотности, загадок.

 

Изготовление полотна «Река времени», подбор материала, составление презентации  и соответствующих иллюстрации. Выслушивает детей, подбадривает, создаёт ситуацию успеха. призывает к деятельности и взаимодействию.

Принимают участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-роевой игре «Банк», «Магазин», «Аптека», «Аукцион».

Принимают активное участие в проекте «Профессии». Анализируют свои способности и умения, соотносят со своей будущей профессией, чему надо научиться еще.

Включаются в деятельность, активизируют свои знания, высказывают своё мнение, высказывают желание к познавательной активности. Обмениваются впечатлениями.

Сами выбирают  игры, знакомятся с правилами, подбирают партнёров. Отгадывают загадки.

Дети, совместно с родителями, включаются  в деятельность, подбирают материал, делятся информацией и своим мнением. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы.

 

 

 

Мотивационно-побудительный

Ребята, представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания. Сегодня я предлагаю вам самим заработать деньги.

А как можно их заработать?

 

 

 

Обращается к детям, знакомит детей с жюри. Мотивирует к деятельности, вызывает у детей желание к самостоятельным действиям

 

 

Ставит перед детьми проблему. Выслушивает мнения детей, подбадривает, создаёт ситуацию успеха.

 

 

 

 

 

 

Дети сидят на стульчиках. Здороваются с жюри. Эмоционально положительно настроены. Начинают обмен впечатлениями.

 

 

Включаются в деятельность, активизируют свои знания по данной тематике. Высказывают свои мнения, делятся впечатлениями.

 

Организационный

Сегодня я предлагаю вам разделиться по командам по 5 человек. Каждая команда будет сама зарабатывать деньги, выполняя определённые задания в наших центрах. У каждого задания своя цена: лёгкие стоят дешевле, а задания по сложнее – дороже.

 

Предлагает выбор партнёров, стимулирует на дальнейшую, совместную деятельность. Выслушивает мнения детей, подбадривает.

 

Внимательно слушают условия.

Делятся полученной информацией, высказывают свои мнения, желания. Делают свой выбор, делятся на команды.

Практический

Каждая команда сама выбирает свой маршрутный лист и следует строго по направлению указанному в нём.

 

Предлагает самостоятельный  выбор маршрутных листов и самостоятельные способы выполнения заданий. Указывает на листы, приглашает к выбору. Напоминает правила безопасности. Подбадривает, создаёт ситуацию успеха. Показывает свою заинтересованность.

 

 

Знакомить детей с заданием, если они затрудняются или не могут прочитать.

Высказываются по поводу полученной информации, настраиваются на положительное, качественное выполнения заданий. Вызывают эмоции командного духа. Собираются своей командой, обсуждают, обмениваются впечатлениями, приходят к общему мнению. Действуют сообща, строго соблюдая направления маршрутных листов.

Эмоционально отзывчивы, готовы действовать. За помощью обращаются к воспитателю. Дети включены в деятельность, актуализируют свои знания, высказывают свои предположения, обсуждают задания. Находят, самостоятельно, пути решения проблемы.

 

Заключительный этап  Рефлексия.

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.

Сколько денег заработала каждая команда?

Если кто ещё хочет заработать, пожалуйста, подходите к центрам и выполняйте задания.

Подводит итог по выполнению заданий, оценивает, выражает эмоции радости за детей. Выслушивает детей.

 

 

Предлагает выбор, создаёт ситуацию успеха, приглашает к выбору.

Высказываются по поводу качества выполненной работы, воплощения собственного замысла и своего эмоционального состояния. Обмен впечатлениями.

 


Наверх страницы