Консультация для родителей 2 младшей группы по теме:
«Формирование самостоятельности у детей»
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребѐнка успешным в будущем:
в учѐбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они
появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии
педагогов, родителей и детей. Успешность ребѐнка во многих видах деятельности
зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими
действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребѐнком в
воспитании и обучении. Всѐ это приобретается постепенно и только с помощью
взрослого, родителя. Чтобы помочь ребѐнку приобрести перечисленные раннее
навыки, нужно знать, как, в зависимости от возрастных особенностей,
формируется самостоятельность, управление действий.
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребѐнок понимал нас,
наши требования, указания: они должны быть чѐткими, конкретными и не
длительными по содержанию. По словесной инструкции ребѐнок ещѐ не может
выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где
переход от одних действий к другим.
При помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног,
ребѐнок не может длительное время подчинять своѐ внимание и поведение —
правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребѐнка
познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют
наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребѐнке интерес к объектам
природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать
внимание ребѐнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на
столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузке ребѐнок
утомляем.
Первые 5 минут ребѐнок может быть более внимательным. Последующие 7-8
минут ребѐнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять
неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать
совместные занятия, позвольте ребѐнку переключить внимание. Дайте ему
расслабиться, снять напряжение на 2 — 3 минуты на подвижные действия. Это
может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем
ребѐнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы,
игры. Ребѐнок 3 — 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие
активизировали, направляли и стимулировали.
Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребѐнка выполнять все ваши
указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические
интересы.
Поставленную цель задания или поручения, ребѐнок может подменить на свою
(соответствующую возрасту). Пример: родители попросили ребѐнка нарисовать
забор, а он прорисовал траву, дождик.
Выполнение действий ребѐнка в определѐнных видах деятельности (пример:
умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические
навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки,
лепить из пластилина) зависит:
— от личной заинтересованности;
— от умений, которые сформировались при помощи взрослых;
-
от умений взрослого заинтересовать ребѐнка к определѐнной деятельности с
помощью игровых приѐмов, методов поощрения, похвалы.
Игра и игровые приѐмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных играх учите ребѐнка несложных движениям по образцу. Показывайте
и обучайте ребѐнка взаимодействовать с предметами конструкторами,
разборными игрушками.
При этом обратите внимание, как ребѐнок относится к трудностям, если у него
что-то не получается:
— быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно
разобраться в чѐм дело) ребѐнок по возрасту утомляем, либо плохо себя
чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребѐнку
показать и обучить в определѐнной деятельности; знания, которые даются, могут
быть не по возрасту; у ребѐнка отсутствует упорство, настойчивость, а это важное
качество при обучении;
— ребѐнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок,
возможно, стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему
трудна деятельность, учите словесно ребѐнка обращаться к вам за помощью);
Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.
Ребѐнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В
настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры,
побуждайте ребѐнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребѐнок
мог повторять за вами.
Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки
перед едой, после прогулки.
Помогайте и направляйте ребѐнка к привычке быть опрятным, аккуратным.
Во время приѐма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании еѐ в
определѐнное место.
Приучайте ребѐнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок,
салфетки, полотенце, расчѐска) и складывать их в положенное место.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и
отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и
целеустремлѐнность, стремление доводить поставленную цель до конца.
Всѐ это создаѐт благодатную почву при формировании познавательного интереса
к интеллектуальной деятельности.
Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы
поведения, от них пожнѐшь характер»
Всѐ в Ваших руках, уважаемые родители!