background image

Консультация для родителей 2 младшей группы по теме: 

«Формирование самостоятельности у детей» 

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребѐнка успешным в будущем: 
в учѐбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они 
появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии 
педагогов, родителей и детей. Успешность ребѐнка во многих видах деятельности 
зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими 
действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребѐнком в 
воспитании и обучении. Всѐ это приобретается постепенно и только с помощью 
взрослого, родителя. Чтобы помочь ребѐнку приобрести перечисленные раннее 
навыки, нужно знать, как, в зависимости от возрастных особенностей, 
формируется самостоятельность, управление действий. 
 
 

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребѐнок понимал нас, 

наши требования, указания: они должны быть чѐткими, конкретными и не 
длительными по содержанию. По словесной инструкции ребѐнок ещѐ не может 
выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где 
переход от одних действий к другим. 
 
 

При помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, 

ребѐнок не может длительное время подчинять своѐ внимание и поведение — 
правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребѐнка 
познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют 
наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребѐнке интерес к объектам 
природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать 
внимание ребѐнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на 
столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузке ребѐнок 
утомляем. 
 
Первые 5 минут ребѐнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 
минут ребѐнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять 
неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать 
совместные занятия, позвольте ребѐнку переключить внимание. Дайте ему 
расслабиться, снять напряжение на 2 — 3 минуты на подвижные действия. Это 
может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем 
ребѐнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, 
игры. Ребѐнок 3 — 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие 
активизировали, направляли и стимулировали. 
 
Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребѐнка выполнять все ваши 
указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические 
интересы. 
 


background image

Поставленную цель задания или поручения, ребѐнок может подменить на свою 
(соответствующую возрасту). Пример: родители попросили ребѐнка нарисовать 
забор, а он прорисовал траву, дождик. 
Выполнение действий ребѐнка в определѐнных видах деятельности (пример: 
умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические 
навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, 
лепить из пластилина) зависит: 
— от личной заинтересованности; 
 
— от умений, которые сформировались при помощи взрослых; 
 
 -

от умений взрослого заинтересовать ребѐнка к определѐнной деятельности с 

помощью игровых приѐмов, методов поощрения, похвалы. 
 
Игра и игровые приѐмы являются лучшей стимуляцией для формирования 
самостоятельности, управлением действий. 
В подвижных играх учите ребѐнка несложных движениям по образцу. Показывайте 
и обучайте ребѐнка взаимодействовать с предметами конструкторами, 
разборными игрушками. 
 
При этом обратите внимание, как ребѐнок относится к трудностям, если у него 
что-то не получается: 
 
— быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно 
разобраться в чѐм дело) ребѐнок по возрасту утомляем, либо плохо себя 
чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребѐнку 
показать и обучить в определѐнной деятельности; знания, которые даются, могут 
быть не по возрасту; у ребѐнка отсутствует упорство, настойчивость, а это важное 
качество при обучении; 
 
 

— ребѐнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок, 

возможно, стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему 
трудна деятельность, учите словесно ребѐнка обращаться к вам за помощью); 
 
Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания. 
Ребѐнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В 
настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, 
побуждайте ребѐнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребѐнок 
мог повторять за вами. 
 
 
 
Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки 
перед едой, после прогулки. 
Помогайте и направляйте ребѐнка к привычке быть опрятным, аккуратным. 


background image

Во время приѐма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании еѐ в 
определѐнное место. 
 
Приучайте ребѐнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, 
салфетки, полотенце, расчѐска) и складывать их в положенное место. 
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и 
отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и 
целеустремлѐнность, стремление доводить поставленную цель до конца. 
 
Всѐ это создаѐт благодатную почву при формировании познавательного интереса 
к интеллектуальной деятельности. 
 
 
 
Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы 
поведения, от них пожнѐшь характер» 
 
Всѐ в Ваших руках, уважаемые родители!